Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с этнокалендарём в начальной школе –
одно из средств духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

Корнеенко Людмила Валериевна
Современный мир меняется стремительно. Сам человек перестаёт быть монокультурной и мононациональной единицей общества. В первую очередь это становится заметно в больших российских городах-миллионниках. Всё большее количество мигрантов вливаются в городское население, неся с собой свою культуру, свои традиции,  свои модели отношений. Иногда эти традиции и эти модели вступают в противоречие с привычным порядком вещей.
Ребёнок,  изначально живущий в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют различные религии и жизненные уклады готов впитывать модель толерантного поведения. Многообразие культур, с которыми сталкивается ребёнок в дошкольном и школьном возрасте, позволяет ему представить мир более объёмно и более ярко. Дети играют и общаются, а значит, они знакомятся с другой культурой, что обязательно скажется на их социальном становлении.
От того, кто и как будет формировать его картину мира, во многом будет зависеть его развитие как человека и гражданина.
На этапе школьного возраста очень важно, чтобы ребёнок, в первую очередь, знал и принимал свою культуру; гордился достижениями соотечественников, своей страной. Так же важно, чтобы ученик начальной школы знакомился и понимал чужую культуру, умел взаимодействовать с представителями других национальностей, ценил многообразие мира.
Если дети буду обладать подобными умениями, существенно снизится уровень их конфликтности друг с другом, ослабится степень негативных эмоциональных реакций.
Опираясь на Закон РФ «Об образовании», можно выделить следующие задачи:
 - формирование толерантных установок личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- воспитание патриотических чувств, формирование принадлежности к мировому сообществу.
Эффективным средством решения данных задач, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в современных условиях может стать работа  «Этнокалендарём России».  
Цель работы с Этнокалендарём — приобщить детей к событиям, которые происходят рядом и вокруг них, показать, что их окружает атмосфера разнообразной, богатой, насыщенной культурной жизни.
Основные принципы работы с Этнокалендарём в условиях современной школы:
- Ориентация на актуальный запрос общества;
- Соответствие возрастным особенностям психического развития обучающихся начальной школы;
- Ориентация на социальные (гражданские) и семейные ценности, здоровый образ жизни, уважение прав личности
- Формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание обучающегося собственной истории, уважение к традициям предыдущих поколений
- Расширение представлений обучающихся в разных областях знаний
- Интеграция основных направлений развития обучающихся младшего школьного возраста: физического, познавательного, социально – личностного, художественно – эстетического.
- Интерактивность в организации непосредственной образовательной деятельности
- Непосредственное вовлечение семьи в образовательный процесс
Формы работы с обучающимися:
- Беседы
- Участие в районных и городских акциях
- Экскурсии
- Классные часы
- Викторины
- Театрализация
- Праздники
- Игры – тренинги
- Презентации
 
Работа с Этнокалендарём позволяет:
- Развивать познавательный интерес к различным областям знаний и формировать представления о целостной картине Мира;
- Способствовать успешной социализации, позитивному отношению к поступкам окружающих;
- Воспитывать нравственные стороны личности;
- Развивать личностные качества, необходимые для более успешного обучения в школе;
- Формировать навыки учебной деятельности и развивать креативность
- Развивать здоровые психические процессы
 
 
Общие рекомендации по работе с Этнокалендарем.
В работе с учебно-методическим комплексом стоит иметь в виду несколько советов и рекомендаций, которые касаются прежде всего этнических и национальных особенностей учащихся.
Обращение к Этнокалендарю в образовательной деятельности предполагает предварительную подготовку — уточнение национального и конфессионального состава школьников, т.к. это поможет при работе с определенными датами учесть традиции, посты, которые могут соблюдать дети, или праздники, отмечаемые в семьях.
Любые даты Этнокалендаря, к которым обращается педагог, должны быть трактованы корректно, не должны провоцировать негативное отношение к другим народам, неуважительные оценки, сравнения по принципу «лучше»— «хуже». Целесообразно заострить внимание на разнообразии традиций, обрядов, обычаев, особенностей жизни, иными словами, на том, что является следствием историко-культурного развития, подчеркнуть, что именно это многообразие придает жизни любого общества красоту и многогранность.
Важным воспитательным потенциалом обладает манера поведения самого педагога. Все его высказывания и комментарии должны быть взвешенными и осторожными, особенно если речь идет о вкладе того или иного народа в мировое культурное наследие. Не стоит давать резких и категоричных оценок, тем более, навязывать свое мнение ученикам.
Сущность и цель самого Этнокалендаря предполагают деятельностный подход. Поэтому стоит всячески поощрять активность детей, стимулировать дискуссии и обсуждения, высказывание собственного мнения, но обязательно подкрепленного аргументами.
Несомненным «украшением» занятий могут послужить различные вещи и предметы — знаки культуры народа, которые хранятся в семьях. Предложите детям заранее принести те из них, которые могут понадобиться на занятии, дайте возможность классу рассмотреть их, выяснить утилитарное и символическое значения, поинтересоваться, чем этот предмет дорог семье, и т.д. Используйте любую возможность, чтобы обеспечить подобный контакт.
Если в классе есть дети разных национальностей, которые могут произнести на родном языке несколько слов приветствия, поздравления или пожелания, попросите их сделать это, чтобы весь класс имел возможность услышать и оценить особенность речи других народов. Такое прикосновение к другой культуре трудно переоценить, поскольку ребенок получает возможность в реальной жизни «открыть окно» в иные миры, осознать то общее со всеми, что есть у каждого народа, и в то же время особенное, неповторимое, что выделяет его представителей.
 
 
Организация работы с Этнокалендарем
    Работа с комплексом «Этнокалендарь России строится не в логике обязательной учебной программы, которая предполагает последовательное освоение всего содержания курса преимущественно через систему классно-урочных занятий, а как совокупность разнообразных форм познавательной, исследовательской, творческой деятельности младших школьников в классе и за его пределами.
Педагогу нет необходимости рассказать обо всех датах Этнокалендаря, гораздо эффективнее выбрать несколько и качественно, творчески поработать с ними. Учитывая нерегламентированный характер работы с комплексом, авторский коллектив предлагает различные варианты его «встраивания» в воспитательную и образовательную деятельность школы.
Наиболее перспективным представляется использование материалов комплекса воспитателями группы продленного дня. Учитывая специфику организации деятельности детей в послеурочное время, работа с Этнокалендарем может планироваться как постоянный компонент образовательной деятельности и иметь системный характер: один раз в неделю 20-30 минут посвящается обсуждению памятных дат, событий, праздников. При этом сравнительно свободный характер педагогического взаимодействия позволяет прибегнуть к самым разнообразным формам вовлечения детей: беседы, ролевые игры, викторины, ученические концерты, творческие задания, образовательные прогулки и путешествия.
     Несомненную методическую помощь окажет комплекс педагогам начальной школы при подготовке классных часов. В этом случае более целесообразно обращение к материалам Этнокалендаря один раз в месяц, когда детям предлагается рассмотреть и обсудить сразу 3-4 плаката, выделить то, что наиболее значимо для них, с учетом особенностей микрорайона школы, национального состава учеников данного класса и т.д. В этом контексте эффективно обращение к событиям высокого гражданского звучания, таким как День мира, Победы, защитника Отечества, толерантности. В процессе работы очень важно подчеркнуть их межнациональный характер, потребность в соединении усилий всех жителей планеты для решения острых проблем, с которыми сталкиваются люди XXI века. В этой же логике вполне возможно использовать материалы комплекса при организации внешкольных и внеучебных мероприятий.
Педагогический, образовательный и воспитательный ресурсы комплекса могут быть реализованы наиболее полно при фрагментарном включении работы с отдельными плакатами непосредственно в уроки и занятия учебного плана. Обозначим те образовательные предметы, которые могут рассматриваться как базовые для такого вида деятельности.
- Прежде всего, уроки литературного чтения. В этом случае содержание плакатов (зрительные образы и текстовые комментарии) является тем материалом, работа с которым, помимо движения к основной цели — формированию толерантного сознания личности — позволяет отрабатывать общеучебные умения и навыки, тренировать технику чтения, пополнять словарный запас, создавать условия для развития коммуникативной компетентности школьников. С этой точки зрения особый интерес представляют такие памятные даты, как юбилеи выдающихся деятелей культуры, международные Дни поэзии, родного языка, славянской письменности, театра, музеев, торжества.
 - Этнокалендарь также можно рассматривать как неотъемлемый компонент организации уроков русского языка, математики, окружающего мира.
Обсуждение материалов Этнокалендаря дает ученикам неоценимый опыт существования в поликультурном пространстве, опыт толерантного отношения к людям.
 - Обращение к материалам комплекса позволит педагогу в яркой и интересной для младших школьников форме, на конкретном и понятном материале организовать осознание таких глубоких содержательных тем программы, как Символы Нового года. Жанры живописи, Рождение книжки, Путь в науку. Профессия — военный. Сила любви и др.                                                Неоценимым методическим подспорьем станет комплекс для педагогов — преподавателей образовательной области «Искусство». Независимо от того, какая программа реализуется в образовательном учреждении, неизменными остаются основные целевые установки учебных курсов: осознание художественной культуры как универсального языка, на котором говорит человечество, самого эффективного средства складывания толерантного сознания личности, формирования уважения к культуре других народов — части мирового культурного наследия.
 - Эффективно изучение материалов Этнокалендаря может быть организовано в рамках внеурочной деятельности. Значимость систематичного обращения к Этнокалендарю при освоении содержания программ внеурочной деятельности духовно-нравственного направления несомненна, так как Этнокалендарь направлен на создание условий для формирования у школьников гуманистических ориентации, создание условий для складывания личности, свободной от ксенофобии и способной жить в открытом демократическом обществе, обществе без национальных и религиозных предрассудков. Он предполагает обращение к разным сторонам современного общества, что открывает самые широкие возможности для вариативного использования конкретных сюжетов комплекса педагогом.
     Работу с Этнокалендарем надо рассматривать как пропедевтику воспитательной и образовательной работы в школе, представляющей планомерную и комплексную деятельность по созданию условий для формирования толерантного сознания личности.
   "Этнокалендарь" дает главное - основную целевую установку: приобретение опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного отношения к людям, формирование уважения к культуре других народов как к части мирового культурного наследия.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»